Без рубрики

Интернет 21 века: не спрячется никто или «Онлайновое инкогнито» — это миф?

Несколько сервисов, статей, событий натолкнули меня на мысль порассуждать о такой интересной вещи как сетевое privacy. Существует ли оно в онлайновом мире? Можно ли спрятаться в эпоху Google и «Моего круга»? Вряд ли можно однозначно ответить на этот банальнейший вопрос. С одной стороны, при особом желании — конечно. С другой — онлайн сводит на нет анонимность и приватность.

Преамбулой к этой записи, текст которой давно крутился в голове, может считаться вчерашняя невинная шутка моего хорошего друга. Вечеером на мой мобильный телефон стали приходить смс-ки, отправленныне с сайта – то ли UMC (пардон, МТС), то ли «Джинс». Вначале – шутка по поводу сниженных тарифов на звонки с милиции домой. Потом – «я представляю как ты удивляешься, когда очередной раз получаешь смс»… И так – трижды. Глупость, да? В общем, да, но учитывая, что мой номер мобильного висит в контактах АИНа, плюс есть его знает немаленькое количество студентов (в том числе, обиженных недостаточно хорошими, на их взгляд, оценками), что я внутренне напряглась. Человек даже не мог вообразить, какую реакцию вызовет такая невинная шутка… А я лишний раз задумалась о том, что, наверное, при желании в Сети можно найти и номер моего мобильного, и домашнего. А может и домашний адрес. И вряд ли такую информационную доступность можно считать хорошей.

Выходит, что сетевое privacy – не существует в принципе? Вполне вероятно, что это так. по крайней мере, оно постепенно исчезает.

Собственно, мне понятие «сетевого privacy» уже давно не известно.Ибо как только моя фамилия появилась в паре-тройке статей, то «прогуглить» меня и выяснить, чем же я занимаюсь, не составляет большого труда. Правда, тут мне еще повезло, или наоборот, не повезло, что фамилия Баловсяк – довольно уникальная, по крайней мере, для онлайна. С одной стороны – это замечательно, ибо новый работодатель будет знать, с кем он имеет дело. С другой — это не очень хорошо по целому ряду причин. Например, про ученого Надежду Баловсяк в Сети очень мало можно найти информации. Ну, это еще проблемы не только мои, а и украинской науки, однако. Преподаватель Надежда Баловсяк представлена в яндексовском запросе, Google почему-то счет (вероятно, довольно справедливо), что эта сторона моей жизни не столь серьезна.

Допустим, у меня такая профессия, где подобные запросы просто обязаны выдавать «на гора» такие ссылки. А как насчет обычного человека? Если он более-менее связан с Интернетом – пусть не работой, а хотя бы развлечением, то, аналогично, про такое понятие как «сетевое privacy» можно забыть. Частично причиной этого является тот самый очень любимый мной Web 2.0. Социальные сети, блоги, форумы – места, где мы оставляем свои онлайновые следы при желании могут сформировать наш сетевой портрет для любого, кто этого пожелает.

Лишнее подтвереждение этому появилось буквально вчера – тестируя сервис поиска людей Spock я там обнаружила себя. А потом еще парочку знакомых (правда, по англоязычным запросам). Удивилась, а потом, покопавшись, нашла, что сервис использует базу данных сети LinkedIn — одной из самых больших профессиональных социальных сетей.

А парой неделей до этого меня удивили те же самые результаты поиска в Google — тогда ссылка на мой ЖЖ стояла на третьем месте. Теперь она первая… Мой ЖЖ – это средство расслабления и общения с друзьями. И мне, например, совсем не хочется, чтобы мои коллеги из института или, что еще хуже, студенты читали мои личные записи про спортзал, семью, друзей или мужчин. Ну в ЖЖ это реализуется подзамочными записями, но такой подарок доступен далеко не на всех сервисах, которыми мы пользуемся.

Таким образом, современный Интернет формирует портреты тех, кто там появляется. Если у вас есть блог, если вы регистрировались в социальных сетях, на форумах, — то у вас наверняка есть свой онлайновый портрет.

Хорошо, когда этот портрет соответствует тому, чего мы хотим видеть. А если нет? А если неосторожное высказывание на форуме или посты в блоге рушат тот образ, который мы бы хотели иметь в онлайне? Об этом частенько не задумываются, хотя зря. Ибо в онлайне можно раскопать такие вещи, которые хочется скрыть.

Пример в свое время облетел многие онлайновые новостники — «Поисковик Google разоблачил жениха как убийцу» .

А еще уже сейчас есть примеры того, как Google (точнее, доступ к онлайновому портрету человека) не только разоблачал убийц, а и мешал профессиональной деятельности

Иногда бывает довольно смешно, когда люди, написав что-то в Интернете и не позаботившись об удалении этого, пытаются скрыть какую-то информацию (да и удаление не особо поможет, ибо кеш гугля – велик и могуч). Пример из моей работы – один известный человек Уанета в почтовой рассылке для веб-деятелей рассказал о запуске нового сервиса. На мой журналистский запрос было отвечено – «Так как проект официально не подписан, То никаких комментариев не будет :)))»

Смешно. Два-три хода в Google (да, не просто запрос по фамилии, чуть сложнее, однако) и всплывает ссылка, в которой и есть информация о запуске. Вроде человек делает бизнес в онлайне, и в то же время пишет такие вот несуразности

Итак, от Google (Yandex, «Мой круг», etc.) – не спрячешься. Сетевая репутация становится очень важным аспектом нашей современной жизни. Онлайновый портрет иногда может быть более информативен, чем рассказы коллег или знакомых.

Оставляя комментарий в блоге или делая запись на форуме, стоит задуматься, каковы будут последствия оного. Нет, безусловно, можно вести двойную и тройную сетевую жизнь, иметь для онлайновых бесчинств разные ники, пользоваться средствами анонимного серфинга. Однако речь сейчас не об этом, а об обычной онлайновой жизни, которая, как оказывается, гораздо более публична, чем жизнь офлайновая. В офлайне сказанное слово могут забыть, его могут не услышать. В онлайне очень много из сказанного и сделанного хранится длительное время, как результат – (голосом полицейского из американского боевика 🙂 ) – может быть использовано против вас. Об этом, увы, многие забывают. Или не думают. Или не заботятся об элементарных мерах сохранения своего сетевого privacy. Хотя стоит. Ведь гуглить скоро будут не только журналистов, пиарщиков и программистов. А,, практически всех. Хорошо это или плохо – можно писать отдельный пост. Я считаю, что не очень хорошо. Однако пока реалии именно таковы, с этим приходиться считаться.

Когда текст уже был написан, мне попалась вот такая ссылка

В рамках исследования, проведенного Careerbuilder.com, выяснилось, что 26 процентов менеджеров ищут в поисковых машинах информацию о кандидатах. 12 процентов используют социальные сети. Даже если считать, что эти цифры завышены, нельзя не обратить внимание на общую тенденцию — работодатели и рекрутинговые агентства чаще стали изучать “онлайновую” сторону жизни. Реакцией на это стало появление веб-сервисов, помогающих “отбелить” вашу “репутацию”. Так, например, ReputationDefender.com занимается тем, что ищет за $10 в месяц всю информацию о вас в Сети.

Лишнее подтверждение тому, что подобные услуги — очень актуальны

И еще одно:

Между поисковыми ресурсами разгорается новая битва, на этот раз — за соблюдение тайны личных пользовательских данных. Отпихивая друг друга, компании повышают уровень защиты частной информации, давая пользователям возможность самостоятельно выбирать, какие данные будут доступны для публичного просмотра, а какие нет, а также при необходимости и вовсе удалять ту или иную информацию.

Первоначально пост был размещен на Блогах “Лиги”

5 комментариев

  1. Мда… Раніше я намагався приховати своє прізвище та реальне ім»я, тепер достатньо пошукати шось по моєму ніку — то дізнаєтесь і ім»я. Добре, шо хоч телефона нема…

  2. про мене можна дізнатися ВСЕ. і ця публічність часом мене лякає…

  3. […] Первый пост  о приватности в виртуальном мире касался более-менее реальной жизни – современный человек, владеющий кучей малой аккаунтов на разных сервисах, практически не защищен от доступа к своим контактным данным и от простого нахождения информации о себе в Сети, иногда такой, которую бы стоило скрыть. […]

  4. В сети можно выяснить всё это факт неоспоримый, т.к. сам по себе принцип обмена пакетами данных (читай азы вычислительной техники и робототехники) подлежит контролю и определению маршрутов следования 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *