На прошлой неделе в США произошло интересное судебное заседание относительно авторских прав на фотографии в Twitter. В результате этого заседания сложился прецедент о запрете использования фотографий, размещенных в сервисе микроблогов. Вряд ли этот прецедент повлияет на Рунет, но для США и понятия авторских прав сыграет важную роль.
Иск против ряда СМИ подал некто Дэниел Морел. Его фотографии без его ведома оказались на сайте газеты The Washington Post. Податель иска счел, что издания не могут использовать фото блогеров в коммерческих целях, с этим решением согласился и судья Элисон Натан.
Фотографии в Twitter часто публикуют очевидцы тех или иных событий. поэтому такие снимки часто используются изданиями для иллюстрации свежих новостей. Однако судья вынес решение о запрете такой практики. Он основывался на действующем в США законе «Об авторских правах в цифровую эпоху» (Digital Millennium Copyright Act). Претензии Дэниэла Морела касались как раз землетрясения на Гаити, которое произошло в январе 2010 года.
Морел смог сделать несколько фотографий сразу же после стихии и некоторые из них разместил в своем аккаунте в Twitter. Эти фото он сопроводил подписью о том, что снимки можно купить у автора. Однако несколько изданий перепечатали эти снимки без разрешения и без каких-либо запросов. Среди них — агентство France Presse (AFP), против которого Морел подал судебный иск.
Интересно, задавался ли Морел вопросом, реально ли выиграть в интернет казино
Защищаясь от претензий Морела, представители AFP заявили, что контент, размещенный пользователями Twitter в свободном доступе, является общественным достоянием, что подтверждается правилами использования и пользовательским соглашением сервиса.
Судья посчитал, что использовать фото из Twitter можно в отдельных случаях, например, в ретвитах, но этот контент нельзя использовать в коммерческих целях без разрешения автора.
Представители компании Twitter подчеркнули, что пользователи Twitter всегда сохраняют права на свои фотографии.
История с фотографиями в Twitter может рассматриваться, с определенной точки зрения, как продолжение истории с пользовательским соглашением Instagram, когда администрация ресурса заявила о правах на фотографии, публикуемые пользователями ресурса.
На самом деле, современному интернет-сообществу и интернет-бизнесу еще предстоит решить вопрос о том, кому на самом деле принадлежат фотографии и другой контент, публикуемый онлайн, и, конечно же, как его можно использовать. Вопрос владения цифровым контентом уже начали подымать в Европе, некоторые шаги сделаны в США. Печально, что этот вопрос решается в каждой стране отдельно. Вероятно, наиболее оптимальным вариантом было бы принятие единого свода правил относительно права владения на цифровой контент и рекомендации для онлайн-сервисов принять эти правила для себя. Однако такое развитие событий, хотя и очевидно, выглядит довольно утопично.