Вчера русскоязычное интернет-пространство содрогнулось – слово «Домодедово» звучало в ЖЖ, в Twitter, на страницах онлайн-СМИ. Казалось бы, мы должны давно быть привычными к сообщениям о терактах, взрывах, заложниках, о той страшной атмосфере, в которой живут наши соседи-россияне, однако привыкнуть к этому невозможно. Каждый раз сжимается сердце и начинаешь искать сообщения о том, что среди твоих онлайновых друзей и коллег ТАМ никого не было. Тем не менее, со временем берешь себя в руки и начинаешь анализировать — реакцию онлайна и людей из онлайна, вспоминать, что изменилось, выискивать тенденции. Такая у меня работа, что ж поделать.
В этот раз многие аналитики и эксперты обратили внимание (в очередной раз) на роль социальных медиа и Twitter в частности во время терактов в Домодедово. Со многими утверждениями можно спорить, многие заявления достаточно резки, многие – вполне адекватны и трезвы. Уже не в первый раз Twitter опережает по скорости многие медиа – не только телевидение, но и информагентства и онлайн-СМИ. Лично я уже не в первый раз узнаю такого рода новости именно из Twitter. Так было и с терактами в Москве 29 марта, и с трагедией с польским Президентом.
Тем не менее, я не считаю корректными заявления о смерти традиционных СМИ, как считают некоторые известные личности.
Навальный прав – действительно, «первые полчаса есть только Twitter». Но давайте вспомним развитие социальных медиа и появление гражданской журналистики как таковой. Года два-три тому назад многие крупные онлайн-СМИ и даже информагентства открывали у себя на сайтах разделы гражданской журналистики. Об этом я и мои коллеги много писали в разных изданиях. Инвесторы были готовы вкладывать деньги в UGC-новости, запускали для этого специальные инструменты. А помните сервисы социальных новостей? Которые тоже, по сути, канули в лету. Теперь же Twitter стал одним из видов гражданской журналистики, которая стала помощником журналистики традиционной еще несколько лет назад. Не нужны специальные движки, страницы на сайтах, на которых гражданские журналисты (читай – обычные пользователи) будут размещать свои репортажи. Достаточно только Twitter и мобильного телефона и сообщение обычного человека может стать информационным поводом для информагентств и профессиональных журналистов.
Рассматривал ли кто-то всерьез утверждение о том, что блогосфера, гражданская и социальная журналистика заменит профессиональную? Олег Кашин считает, что такие заявления делают сами журналисты профессиональных медиа. Я же считаю, что всерьез говорить что-то подобное могут только блогеры и те самые гражданские журналисты. Которые забывают, что работа журналиста состоит совсем не в том, чтобы первым написать новость, точнее, не только в том, а, в первую очередь, в том, чтобы подготовить максимально подробный материал, основанный, кстати, во многом на свидетельствах тех же гражданских журналистов.
Замечательно по этому поводу сказал Антон Носик: «Мы не будем узнавать новости из Твиттера ни сегодня, ни через 10 лет. СМИ будут узнавать новости из соцсетей, и нам докладывать. На то они и СМИ. А Твиттер с Фейсбуком были, есть и останутся сырьём для их работы».
Другое дело, что журналистам традиционных медиа, и, в особенности, онлайновых стоит научиться работать с Twitter и Facebook. Например, находить видео, появившееся на YouTube и в блогосфере не через 8 часов после его публикации, а сразу же. Может для этого в штат редакции нужно ввести новую должность – человек, который читает Twitter. И проверяет сообщения там на достоверность, чтобы не было, как в свое время с Максоном.
А зачем быстрее узнавать новости или срочно находить видео? Ради рейтингов и посещаемости изданий? Ради зевак, которым охота поскорее посмотреть на трупы после теракта? Журналистику (вообще любую) с распространением всяких твиттеров ожидает то же самое, что уже случилось с телевидением — падение у общественности интереса к новостям, отсутствие доверия к информации, цинизм и равнодушие. Профессиональную журналистику блоггеры не заменят — слишком уж узкая у них аудитория.
[…] Гражданская журналистика и Twitter VS профессионалы и инфо… […]
Когда-то читал итоги интересного наблюдения, касаемого так называемой гражданской журналистики. Во время президентских выборов в Украине были проанализированы твиты, которые касались процесса выборов (#elect_ua). Так вот, твитов от непосредственных очевидцев процесса было лишь 10%, все остальное — либо ссылки на СМИ, либо цытирование новостей СМИ. Это о чем-то да говорит. Думаю, традиционные СМИ никуда не денутся.