Одним из признаком современного онлайнового медиапространства стали фейковые новости. Несмотря на то, что это явление уже не является феноменом, оно, скорее, стало привычным явлением, не всегда даже опытные пользователи Сети могут отличить фейк от настоящей «правдивой» новости. Авторы фейковых новостных проектов, в свою очередь, научились писать их максимально приближенно к настоящим материалам, созданным на основе реальных событий. Проблема состоит еще и в том, что фейки перепечатывают многие «серьезные» издания, у которых просто нет времени на факт-чеккинг – в современных онлайн-изданиях часто скорость публикации играет важную, если не основную роль в привлечении аудитории.
В Facebook решили оградить пользователей от фейков – социальная сеть будет снабжать ссылки на такие материалы специальной пометкой «Satire». Вот уж действительно, пословица «смеяться после слова «лопата» в эпоху Facebook может быть перефразирована как «не верить после слова Satire». Интересно, что увидеть пометку «Satire» пользователь социальной сети сможет после того, как перейдет по ссылке и снова вернется на страницу Facebook.
Пока Facebook тестирует такие пометки, однако блогеры уже обнаружили, что далеко не всегда фейки получают «красную метку» в виде слова «Satire».
В Facebook отмечают, что решение о пометке «Satire» было сделано по просьбе пользователей. Некоторые колумнисты считают, что пользователи интернета давно уже должны научиться отличать фейки от настоящих новостей, а тем, кто не отличает, не помогут и три предупреждения «Satire».
Хотя я рискну предположить, что в недалеком будущем появление такого рода уведомлений, естественно, усовершенствованных, станет таким же привычным явлением, как сообщения Google о том, что та или иная страница поисковой выдачи заражена вирусом и открывать ее не стоит. Вирус информационный, чем, собтвенно, являются сайты фейковых новостей, часто более опасен, чем вирус компьютерный. Антивирусная программа справится с вирусом компьютерным, в крайнем случае, новая операционная система или новое «железо» спасут пользователя. Вирус же информационный – более серьезное оружие. Хорошо, если это незлая и остроумная шутка, например, о том, что Андрей Шевченко стал главой Пенсионного фонда Украины (каюсь, сама в это поверила). А если это фейк о том, что Сара Пейлин стала работать на Аль-Джазира? На этот фейк повелись ведущие мировые медиа, которые позже вынуждены были публиковать опровержения. А можно себе представить, что пережила сама Сара, услышав эту якобы новость.
Таким образом, популярность сайтов фейковых новостей стала основной причиной решения Facebook. Последует ли за этим аналогичное решение Google и других крупных онлайн-платформ? Я думаю, что обязательно – если не сейчас, то в ближайшем будущем, разве что случится чудо и сайты фейк-новостей исчезнут как класс. Но верить в это не приходится.
Нельзя исключать и то, что тег «Satire» может стать одним из элементов конкурентной борьбы между медиа-проектами. Или, что более вероятно, онлайн-новости получат специальную пометку, нечто вроде – «гарантировано, не фейк». Но об этом – в другой раз.