Без рубрики

Политические взгляды и социальные сети: есть ли право на мнение

Могли ли мы себе представить, что в 21 веке люди в странах, позиционирующих себя цивилизованными, будут страдать за инакомыслие? Тем не менее, ситуации, описывающие преследование за собственное мнение, встречаются все чаще. Обострились эти ситуации и в последние три месяца в Украине, и в последнюю неделю в России.

Стало известно об увольнении журналиста ИТ-издания, высказавшего на своей Facebook-странице поддержку украинского Майдана. Вчера об угрозе увольнения по той же причине стало известно относительно генерального директора Abbyy Россия Григория Липича. Причина – несогласие с политикой России относительно поддержки украинских граждан и возможного введения войск.

В Украине ситуация обстоит не лучшим образом. Еще в январе писали о том, что некоторые компании запретили своим сотрудникам под угрозой увольнения
1 – высказывать поддержку Евромайдана в социальных сетях
2 – помогать Евромайдану финансово

dostup_1

Были слухи о подобных запретах со стороны школьных учителей.

Ситуация с такими запретами является прямым следствием целого ряда коллизий, отсутствий договоренностей и неверном восприятии профайла в социальных сетях.

Для начала, следует определить, кому принадлежит аккаунт пользователя в социальной сети. Если такой аккаунт – это полная и безраздельная собственность пользователя, существующая отдельно от компании, в которой он работает, то увольнения за посты в социальной сети можно оспаривать как незаконные. По умолчанию, профайл в соцсети – это и есть собственность пользователя, на которую не может посягать ни работодатель, никто другой. Это действительно так, если это не оговорено другими моментами, например, соглашением между работодателем и пользователем. То есть если работодатель не предупредил пользователя, что публикация в социальной сети определенной информации (не обязательно политического характера) наказуема, то человек может писать в социалки все что угодно – все то, что ему не запрещает его здравый смысл (помня о приватности и других нюансах). Поэтому когда банк запрещает своим операционисткам или кассирам писать в Facebook про Евромайдан – банк тут, мягко скажем, не прав (конечно, в условиях цивилизованных отношений между сотрудниками и работодателями, чего сейчас днем с огнем не сыщешь). В цивилизованных странах (в США) даже было вынесено решение суда, согласно которому кнопка «Like» (то есть выражение одобрения) в соцсети является одной из форм свободы слова, соответственно, наказывать за нее нельзя – хотя прецедентов такого наказания существует более чем достаточно.

Другое дело, что социальные сети – персонализированы и в соцсети человек выступает не как Петя Иванов, а как Петя Иванов, топ-менеджер компании «Рога и копыта». В этом случае его компания теоретически вправе оговорить, какие темы стоит обсуждать в социальных сетях под собственным именем, а какие нет. Конечно, странно, если человек не может высказать свое мнение, которое отличается от мнения, например, руководства. Но с другой стороны – стоит помнить о специфике платформы, на которой высказывается мнение, то есть о том, что интернет, в отличие от обсуждения в курилке или даже от выступления на публике является инструментом практически вечного хранения информации. Соответственно, высказанное в нем остается на длительное время. Возможно, в компании есть правила, согласно которым ее сотрудники в соцсетях не могут обсуждать политику, или национальный вопрос или критиковать государственную власть или говорить о чем-то еще. Обсуждать такие вещи можно, даже при существовании таких правил – но в двух случаях: в кругу своих друзей в соцсети и если человек не заявлен как сотрудник компании. Однако я уверена в том, что о существовании таких правил не задумывается топ-менеджмент и не знают сотрудники.

Несмотря на то, что социальные сети существуют уже не первый, и даже не второй год, ситуации с увольнениями и недовольством тем, что пользователи делают в соцсетях, повторяется не первый раз. Чтобы не попадать в такую ситуацию, можно порекомендовать, для начала, размещать информацию «для друзей» или завести отдельный аккаунт в соцсети для высказывания мнения. Или оговорить, против какого контента в социальной сети руководство спорить не будет. Хотя сдается мне, что даже при наличии договоренностей неосторожно высказанное мнение по такому спорному вопросу, коим сейчас являются отношения между Россией и Украиной, в любом случае может вызвать негативную реакцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *