Издание UaReview делают, безусловно, талантливые ребята. Лично я не в особом восторге от существования изданий фейковых новостей как класса, однако я в восторге от некоторых информационных поводов, которые так щедро удается высасывать из пальца Роману & Co. Последняя новость – о платных туалетах – по-моему, побила все мыслимые и немыслимые рекорды UaReview. Сюжет об этом вышел на телевидении, российские медиа наперебой цитировали этот фейк. Хотя Укрзалізниця сообщила, что никаких планах туалетов вводить не планируется, поисковая выдача по запросу «туалет укрзализныця» пестрит копи пастами о платных туалетах.
Что сказать… аплодирую стоя. Тем не менее, считаю такие псевдо-информационные продукты жестокими. Почему? Да потому, что у нас вся жизнь состоит из новостей, которые могут быть фейковыми. Новостей, зачастую выходящих за пределы здравого смысла. Читая новости (не говоря уже о телевизионном новостном продукте, который я перестала смотреть несколько лет назад), понимаешь, что фейком может быть каждая вторая новость, опубликованная даже на сайте информагентств. Чем новость о туалетах концептуально отличается от новости о том, что депутатам запретили ездить на «Хундаях»? Давайте дополним логичный ряд и скажем, что во владении депутата могут быть только дома из дерева или автомобили старше 2006 года выпуска? А новость об «Океане Эльзы» и гитариста Queen – информацией о том, что Вакарчук споет дуэтом со Стасом Михайловым… продолжать линейку можно долго.
Дело в том, что эти с наскока придуманные фейки могут стать реальностью – в нашей с вами сюрреалистичной реальности (кроме, разве что, дуэта Вакарчук – Михайлов – надеюсь). Помню, как в конце года, попав в интернет после 7-часового информационного поездного вакуума, я прочитала про назначение Андрея Шевченко главой пенсионного фонда. И вы знаете, поверила. И я, и мои близкие. Ибо – увы, в нашей стране футболист может руководить пенсионным фондом. Поэтому придумывать еще больше маразма – это смахивает на попытки усугубить нашу и так полу-фейковую, полу-реалистичную действительность.
Теперь, читая новости, я подсознательно прикидываю, может ли она быть фейком. Например, кто его знает, настоящая ли новость про Джигурду и акции Facebook. Или совсем недавний пример – про выезд Дурова в США.
Поэтому не люблю я фейки. И фейковые новости. И не люблю читать интернет 1 апреля.