Несколько дней назад в Рунете всплыл скандал о возможном сотрудничестве соцсети «ВКонтакте» с российскими спецслужбами. Издания Рунета опубликовали письмо Павла Дурова к представителям Администрации Президента, в котором Дуров излишне подобострастно заявлял о преданности режиму и готовности сотрудничать с властями, подчеркивая, что не нужно блокировать нелегальный контент «ВКонтакте», ибо пользователи сбегут на другие площадки, в том числе в Facebook.
Письмо Дурова, возникнувшее ниоткуда – это только одна из мартовских нападок на «ВКонтакте», призванных разрушить репутацию сервиса.
На мой личный взгляд, с репутацией у «ВКонтакте» проблемы были всегда. Тем не менее, история вокруг крупнейшей на постсоветском пространстве соцсети – это попытка дать ответ на извечный вопрос, на который лично мне приходилось в последнее время часто отвечать. Вопрос такой – сотрудничает ли «ВКонтакте» со спецслужбами?
Я обычно отвечала на вопрос завуалировано, где-то так: очевидно, что спецслужбы используют «ВКонтакте» в своих целях. Так что можно где-то сказать, что сотрудничает. Однако сказать, что «ВКонтакте» это проект российских спецслужб, например, что это проект ФСБ, я бы не утверждала однозначно.
Проект возник сам по себе, причем возник логическим образом, в результате эволюционного развития интернета. Причем пользователи сами предоставили администрации ресурса свои данные. Конечно, при поиске исполнителей для реализации ddos на заказ вряд ли поможет простой поиск «ВКонтакте», однако найти своих друзей/знакомых либо людей, которые живут или учатся в том или ином городе, можно довольно легко. Очевидно, что спецслужбы не могли не воспользоваться такой огромной базой данных более-менее достоверной информации, для создания которой они не потратили практически ни копейки.
Мне почему-то кажется, что у администрации соцсети и выбора-то особенно не было – сотрудничать или нет. Это сотрудничество было основным условием существования проекта.
Тем не менее, хотя «Вконтакте» и «проект ФСБ» (по общепринятому мнению), соцсеть учится и меняется в лучшую сторону. История с сыном Евгения Касперского привела к тому, что из соцсети по крайней мере можно удалить свой профайл, хотя до 2011 года сделать это можно было только по письменному запросу в Санкт-Петербург. Изменения положительны и очевидны. Будем надеяться, что они только начало других, более заметных и серьезных.